17 июн. 2012 г.

ИСТОРИЯ МЕБЕЛИ(продолжение2)


Основное направление развития художественных мебельных форм определялось влиянием барочных архитекторов — В. Растрелли и др., которые сами проектировали мебель для создаваемых ими интерьеров; при этом они привносили новое понимание пропорций мебели, задач ее декорирования, а также значения обивочных тканей, которые сочетались с обивкой стен.К началу XVIII в. английская мебель приобретает самобытный характер и начинает оказывать влияние на мебельное искусстве других стран. Развитие мебели в Англии начала XVIII в. связано с именем Томаса Чиппендейла (1718-1779), создавшего множество разнообразной мебели. Особенно популярным его имя стало после выхода (1754) его книги «Директор» («The Gentleman and Cabinetmaker’s Director»), в которую было включено 160 гравированных листов-проектов мебели. Сборник Чиппендейла издавался трижды как в самой Англии, так и в других странахБольшую известность Чиппендейл приобрел и как практик, возглавляя мастерскую, изготовляющую мебель. Мебельная мастерская занималась не только производством отдельных мебельных изделий, но и решением интерьера в целом. Например, в поместье Ностел-прайори (одно из поместий, оборудованное мастерской Чиппендейла) все, вплоть до дверных молотков, делалось по проекту и под наблюдением фирмы. Сам Чиппендейл принимал непосредственное участие в работе, а также заключал подряды с мастерами тех специальностей, которых не было в его фирме (часы, гардинное полотно, зеркала и т. д.). Фирма Чиппендейла просуществовала более полувека.



Мебель Чиппендейла обладает рядом характерных черт, отличающих ее от французской мебели стиля рококо. В Англии особенно сильным было увлечение китайским искусством, что проявилось в решении ножек мебели, имеющих изогнутую форму с широкой лобовой частью, внизу с орлиными когтями, сжимающими шар. Иногда орлиные когти заменяются львиной лапой или просто наплывом. Лобовая часть украшается резьбой, часто веерообразной раковиной.           Отличительная особенность английской мебели этого периода — отсутствие золочения и бурно развивающееся применение красного дерева при изготовлении мебели. Появление красного дерева связано с английской колониальной торговлей. В Англии впервые в 1720 г. было введено красное дерево в мебельное производство. Благодаря своему цвету, глубине тона, богатству текстуры оно быстро завоевало популярность во всех государствах Европы.
В Англии по-своему решались двухъярусные шкафы, выполняемые из ореха, с преобладанием строгих и рациональных форм, с филенками, окруженными профилями. Английским мебельщикам принадлежит также заслуга разработки складного стола с опускающимися полами и раздвижными точеными витыми ножками.
Разнообразна мебель для сидения. Ножки прямые или слегка изогнутые, обработанные резьбой. Центральные вертикальные планки спинок имеют силуэт скрипки или высокой стройной вазы, позднее спинки делают сквозными. Кресла отличаются максимальным комфортом, особенно так называемые «крылатые» кресла с высоко поднимающимися подлокотниками.
Большие застекленные книжные шкафы снабжены фасонной пайкой стекол в виде ромбовидной сетки. Кровати обычно с балдахинами в виде китайской пагоды. Разнообразны письменные столы и высокие напольные часы, которые становятся почти обязательной принадлежностью английского интерьера.
Своеобразие английской мебели XVIII в., самым характерным мастером которой был Чиппендейл, во многом обязано тесной связи мастеров-мебельщиков с архитекторами, которая особенно усилилась во второй половине XVIII в. Это явление способствовало единому решению интерьера и мебели, а также наложило свою печать на решение собственно мебельных изделий с точки зрения большего понимания пропорциональных соотношений, характера отбора декоративных элементов. Элементы готики, китайского искусства, французского ро-кайля носят более сдержанный характер, более просты и ясны. Введение орнаментальных мотивов рокайля не нарушает симметрии изделий, а готика хорошо уживается рядом с классическим строем пропорций.
Вторая треть XVIII века — время, когда в русской мебели причудливо сочетаются барокко предшествующих лет с пришедшим из Западной Европы рококо. В это время В. В. Растрелли, С. И. Чевакинский и др. известные архитекторы создают роскошные дома и дворцы с богатыми интерьерами для царской семьи и знати в Петербурге и его окрестностях.
Внутреннее убранство зданий великолепно: парадные залы, расположенные анфиладой по одной оси и обильно украшенные позолоченной резьбой, огромные окна и зеркала в простенках, обрамленные пышным декором и создававшие благодаря отражениям иллюзию дополнительного пространства, обилие осветительных приборов, блеск свечей, который дробился и отражался в зеркалах вместе с обилием позолоченной резьбы.
Мебель задумывалась архитекторами как часть общего декоративного убранства; она состояла в основном из резных консолей и кресел, которые расставлялась вдоль стен. Парадные залы служили «лицом» дворца, они обставлялись с особым великолепием; при этом обстановке жилых комнат уделялось гораздо меньше внимания.
В середине XVIII века все еще ощущался недостаток мебели для жилых помещений. В своих «Записках» Екатерина II описывала эти годы: «Двор в то время был так беден мебелью, что те же самые зеркала, кровати, стулья, столы и комоды, которые служили нам в Зимнем дворце, перевозились вслед за нами в Летний дворец, оттуда в Петергоф и даже ездили с нами в Москву. При таких перевозках многое ломалось и билось, и мы получали все в таком изломанном виде, что пользоваться этой мебелью было довольно трудно» (эти записи относятся к 1751 году).

Предметов обстановки этого времени сохранилось немного. Мебель, сделанная для Большого дворца в Петергофе и Екатерининского дворца в Царском Селе, в основном погибла во время Второй мировой войны, а мебель Зимнего дворца — во время пожаров.
Новый характер мебели наиболее явно получает выражение в резьбе: плоской и рельефной, местами прорезной, часто позолоченной. Широко и свободно используется резьба в виде раковин и различных завитков довольно высокого рельефа, стилизованные цветы, почти объемные по своим формам, птицы, фрукты. Резьбой покрывались ножки, царги, рамы зеркал, спинки кресел диванов и стульев. Часто пропадает граница, отделяющая орнамент от предмета, весь предмет превращается в совокупность объемных украшений, опирающихся друг на друга. Помимо барочного орнамента в резьбе присутствуют элементы рококо — раковины, завитки, мотивы волны. Но в декоре мебели барокко все еще сохраняется симметрия построения в отличие от совершенно асимметричного декора мебели рококо. Симметрия декора и построения формы придает предмету уравновешенность и создает ощущение прочности.


В течение XVIII века русская мебель прошла несколько этапов, которые часто связывают со стилистическими изменениями в соответствии с западноевропейскими влияниями: барокко, рококо, классицизм.
Для мебели конца XVII — начала XVIII в. характерны сильно развитые объемные формы, обилие крупной резьбы, позолоченной или подкрашенной. Примером такой мебели может служить резное подстолье (аспидная столешница привезена из-за границы, а подстолье сделано русскими мастерами), датируемое этим временем. Подстолье имеет три ножки в виде больших волют с крупными резными листьями и розеттами, раскрашенными золотом, красной и зеленой краской.
В мебели петровского времени сохраняется пышность рельефной резьбы с позолотой, высокие спинки, бархатная обивка ярких цветов, но при этом наблюдается тенденция к большей практической целесообразности форм, прочности и функциональности.
Для нового образа жизни, для новых интерьеров требовались и новые виды мебели, осветительных приборов и др. предметов убранства. Мебель активно закупалась за границей, прежде всего в Англии и Голландии. Наряду с этим происходило освоение русскими мастерами новых мебельных форм. В русской мебели этого времени старые черты часто причудливо сочетаются с новыми, заимствованными у Европы.
кафы разных форм и назначений.Из традиционных форм мебели конца XVII века дольше всего сохранялись массивные дубовые столы на широкой царге и мощных точеных ножках, соединенных прямоугольными проножками. В эти же годы стулья, кресла, табуреты часто имеют особо изогнутые ножки с утолщением в верхней части и шарообразной формой на конце. Часто ножка заканчивается когтистой лапой, сжимающей шар. Мебель начала XVIII века отличается массивностью, энергичными очертаниями, выразительными переходами от широких мест к узким. Существенное место занимают в обстановке ш
Во второй трети XVIII века русская мебель значительно меняется. На смену большим и тяжелым дубовым столам предыдущего времени приходят облегченные столы из цельного красного дерева. Появляются туалетные столики, комоды, камины для экрана, торшеры, столы для рукоделия и игры в карты.
Основным видом декора становится резьба, почти всегда окрашенная в несколько цветов или позолоченная. Предметы имеют ясно выраженные барочные очертания. Наряду с деревянными употребляются и бронзовые золоченые украшения. Обивочным материалом служат кожа, окрашенная в разные цвета, и бархат. В XVIII веке в России трудно четко отделить мебель барокко от мебели рококо, так как черты этих двух стилей зачастую мирно сосуществуют в одно время и даже в одном и том же предмете.
Начиная с 60-х годов XVIII века в Петербурге и Москве возводят дворцы и дома архитекторы русского классицизма — Ч. Камерон, В. Баженов, Дж. Кваренги, И. Е. Старов, М. Ф. Казаков и др. Для их убранства проектируется мебель, развивается мебельное производство, достигшее к концу XVIII века высокого художественного уровня.
Стены теперь не украшаются резьбой, они обрабатываются согласно требованиям классицизма строгими замкнутыми плоскостями, покрываются натянутыми на рамы тканями, украшаются колоннами и пилястрами.
В соответствии с интерьерами создается и русская мебель 60-90-х годов XVIII века — мебель екатерининского классицизма. Предметов этого времени сохранилось значительное количество — от высокохудожественных образцов до непритязательных, сделанных из простых материалов.
Переход от изогнутых форм русской мебели барокко и рококо к спокойным и прямолинейным конструкциям классицизма завершается к 80-м годам XVIII века.


В эти годы утверждается классицистическая орнаментика, в которой, однако, нередко встречаются формы барокко.
Сохранилось довольно много стульев, кресел, столиков, диванов, торшеров, консолей, треножников, украшенных резьбой с позолотой и голубой, розовой или зеленой подкраской.
Для отделки корпусной мебели широко применяется техника маркетри; в ней выполняются бюро и шкафы.
Благодаря распространившейся моде на карточные игры в быту появляется множество карточных столиков; особенно полюбились столики-бобики, названные так из-за характерной столешницы, сделанной в форме боба. В качестве материала для набора наряду с деревом иногда используется и кость, а также металл и выжигание.
Единственной в своем роде была металлическая мебель, изготовлявшаяся мастерами Тульского оружейного завода из стали и бронзы. Металл как материал хорошо подходил для создания легкой и конструктивной классицистической мебели.
К концу века широкое распространение получают стройные, прямолинейные простые формы кресел и стульев, напоминающие английские образцы. Черты классицизма продолжают развиваться в русской мебели XIX века.
 Источник: «Русскiй Антикваръ»автор: Н. Иконников

Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Комментариев нет:

Отправить комментарий